29.04.2019
Замена прокладки ГБЦ на двигателе Cummins ISF 2.8 Газель «Next», «Бизнес»
В Российском сегменте легких коммерческих автомобилей модели ГАЗель Next и ГАЗель Бизнес с двигателем Cummins ISF 2.8. являются признанными лидерами популярности. Дизельный двигатель Cummins ISF 2.8, как и любой двигатель внутреннего сгорания автомобиля, является сложным механизмом и состоит из множества отдельных деталей и крепежных элементов, в совокупности составляющих сборочные узлы. В блоке цилиндров располагается коленчатый вал с шатунно-поршневой группой, сверху он накрывается головкой блока цилиндров, в которой расположены клапаны и газораспределительный механизм. А между ними и располагается прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ). Она необходима для герметизации непосредственно полости цилиндров, каналов системы охлаждения и каналов системы смазки. Такая конструкция создана для удобства ремонта и обслуживания двигателя.
Признаки неисправности прокладки ГБЦ
Прокладка испытывает механические и температурные нагрузки. Постепенно эти нагрузки приводят к деформации прокладки, она уже не полностью прилегает к плоскостям, вследствие этого происходит потеря эластичности и начинаются неизбежные утечки газов из камеры сгорания, которые могут попадать в системы охлаждения и смазки. Еще одной причиной может быть неправильная затяжка болтов при установке ГБЦ во время ремонта, что ускоряет износ как поршневой группы, так и прокладки блока.
Признаки выхода прокладки ГБЦ из строя:
- На месте соединения головки блока цилиндров и самого блока появилась течи масла или охлаждающей жидкости;
- При попадании охлаждающей жидкости в масло образуются эмульсионные следы, наличие которых в масле можно определить визуально при проверке уровня масла масляным щупом;
- При попадании охлаждающая жидкости в цилиндры двигателя сгораемое топлива образуется выхлоп белого цвета и происходит падение уровня жидкости в расширительном бачке автомобиля;
- При попадании масла в систему охлаждения двигателя появляются масляные разводы в расширительном бачке на поверхности охлаждающей жидкости;
- Выхлопные газы могут начать попадать в систему охлаждения двигателя. В этом случае видны пузыри газа как в расширительном бачке, так и в радиаторе автомобиля;
- При попадании масла в цилиндры двигателя из выхлопной трубы может идти сизый дым;
- Ухудшение тяги двигателя на всех оборотах.
При появлении этих признаков необходима тщательная диагностика двигателя специалистами, так как эти признаки могут и не быть показателями для замены прокладки ГБЦ, возможно неисправность в другом месте. Но, если проблема в прокладке, не стоит затягивать с ее заменой, это может привести к дорогостоящему ремонту как шатунно-поршневой группы, так и к ремонту головки блока.
Замена прокладки ГБЦ
Специалисты HellMotor, которые специализируются на ремонте двигателя и его деталей (расточка, хонингование, шлифовка, фрезеровка плоскости), выбрали для замены прокладку ГБЦ
EG2087 известного производителя – компании
ESPRA, для двигателя Cummins ISF 2.8. Согласно многолетним наблюдениям и внутренним испытаниям технического персонала HellMotor, прокладки от ESPRA «живут» в среднем на 20-30% дольше большинства представленных на Российском рынке прокладок.
ESPRA EG 2087 представляет собой многослойную структуру, одинаково пригодную для любой комбинации материалов блока цилиндров и ГБЦ. Изделие компании ESPRA изготовлено из нержавеющей стали, что обеспечивает повышенную стойкость к нагрузкам и коррозии. Внешние слои прокладки ESPRA EG 2087 имеют пластичное покрытие из материала Viton на основе каучука, и устойчивы к нагреву до 250°С. Вокруг отверстий под цилиндры имеется специальный слой из нержавеющей стали, позволяющий прокладке эффективно адаптироваться к малейшим перепадам зазора. Многослойность структуры прокладки обеспечивает равномерное распределение прижимающего усилия по всей поверхности, исключает деформацию и изменения формы при затяжке, а также компенсирует возможные деформации алюминиевых ГБЦ на чугунных блоках цилиндров.
Специалисты HellMotor, имеющие практический опыт в замене прокладок отмечают, это сложный процесс и требует серьезного внимания. Также необходимо наличие специальных инструментов: динамометрических ключей, слесарного набора, шлифовального станка, профессиональной дрели и др. Поэтому всю работу должен производить только специалист в сертифицированном центре обслуживания автомобилей.
Соблюдение предписаний производителя является основополагающим моментом при замене прокладок в моторах Cummins.
Итак, приступив к работе мастер снимает головку в сборе с впускной трубой, дроссельным узлом и выпускным коллектором затем снимает с нее неисправную прокладку.
Снимать головку блока цилиндров приходится вдвоем, так как она довольно тяжелая 23кг.
При снятии головки блока цилиндров вместе с форсунками нужно быть аккуратным, чтобы не повредить наконечники форсунок. Мастер поясняет, что не нужно класть головку блока цилиндров на ее нижнюю поверхность, когда в ней установлены форсунки. Именно это может привести к повреждению наконечников форсунок.
Аккуратно проделав необходимые манипуляции, специалисты очистили привалочные поверхности головки и блока.
Затем проверили головку блока на отсутствие коробления. Для этого поставили металлическую линейку ребром на поверхность головки сначала посередине вдоль, затем поперек, а также по диагоналям и щупом измерили зазор между плоскостью головки и линейкой. Заменили головку блока цилиндров, когда увидели, что зазор превысил 0,05 мм.
Ремонтные прокладки для использования после шлифовки верхней поверхности блока цилиндров или опорной поверхности головки блока цилиндров не предусмотрены. Мастер отмечает что, если после такой шлифовки нельзя обеспечить требуемую высоту выступания поршня, блок и/или головка блока цилиндров подлежит замене. В нашем случае, этого не понадобилось.
При установке ГБЦ мастера в том числе предприняли ряд необходимых действий:
— удалили из резьбовых отверстий болтов крепления головки блока цилиндров масло или охлаждающую жидкость, попавшие туда при снятии головки;
— заменили болты крепления головки блока новыми;
— смазали болты моторным маслом;
Затягивали болты на холодном двигателе в четыре этапа в следующем порядке:
I этап (предварительная осадка прокладки) – затянули болты моментом 20 Н·м
(2 кгс·м), после чего довернули на угол 100° ±6°. Подождали 3мин;
II этап – отпустили болты 1 и 2, после чего снова затянули их моментом 20 Н·м (2 кгс·м) и довернули на угол 110° ±6°;
III этап – отпустили болты 3, 4, 5 и 6, после чего снова затянули их моментом 20 Н·м (2 кгс·м) и довернули на угол 110° ±6°;
IV этап – отпустили болты 7, 8, 9 и 10, после чего снова затянули их моментом 20 Н·м (2 кгс·м) и довернули на угол 110° ±6°.
Работа требует большой аккуратности, даже можно сказать педантичности.
Теперь нужно установить все снятые детали и узлы, кроме крышки головки блока цилиндров и воздушного фильтра, в порядке, обратном снятию. Что и было сделано.
Проверили и отрегулировали зазоры в приводе клапанов, установили крышку клапанного механизма (не забыли про правильный порядок затяжки болтов крышки клапанного механизма).
Специалисты предупреждают:
Болты типа TTY не должны использоваться для повторной затяжки. Их повторное использование недопустимо из-за большой вероятности разрыва, в результате чего недостаточное прижатие прокладки может стать причиной протеканий масла и прочих неприятностей.
Работа завершена, в среднем она занимает от 3 дней.