02.04.2019
Ступичный узел. Насколько он прост?
Ступица — является одним из старейших узлов в транспорте. Ее назначение – крепление колеса на оси, обеспечение его фиксации во всех направлениях и снижение трения. Важным элементом ступичного узла является подшипник. Поэтому одной из наиболее востребованных товарных групп в ассортименте ESPRA являются именно ступичные подшипники.
Ступичный подшипник — деталь, обеспечивающая крепление колеса к ступице или поворотному кулаку, объединенному в единую конструкцию со ступицей.
Традиционно различают два типа ступичных подшипников — шариковые радиально-упорные и роликовые конические. С середины прошлого века однорядные подшипники вытесняются более прогрессивными подшипниками типа HUB .
Что такое ступичный узел?
Ступица — является одним из старейших узлов в транспорте, еще со времен колесниц и повозок, приводимых в движение лошадьми. Ее назначение – крепление колеса на оси, обеспечение его фиксации во всех направлениях и снижение трения. Конструкция ступиц прошла большой путь от деревянных с бронзовой втулкой внутри до современных высокоточных изделий, оснащенных двухрядными подшипниками, магнитными кольцами и датчиками.
В настоящее время, в автомобильной промышленности существует
четыре основных вида ступичных узлов.
1. Ступица и 2 роликовых конических подшипника.
Наиболее старая схема, применявшаяся чаще всего в неведущих колесах, например, спереди у ВАЗ 2101–07 или сзади у Daewoo Nexia. В числе достоинств: дешевизна, в числе недостатков: необходимость регулировки зазора при монтаже и затем при последующей эксплуатации.
2. Ступичный узел 1-го поколения.
Ступица и двухрядный шариковый или роликовый подшипник отдельно. Такая конструкция хорошо известна автовладельцам по автомобилям ВАЗ 2108–09, Renault Logan, Hyundai Solaris. Плюсы: дешевизна, можно менять отдельно подшипник или же если сорвалась резьба или разбилось посадочное место подшипника, то можно поменять и ступицу.
3. Ступичный узел 2-го поколения.
Одно из колец подшипника конструктивно объединено с одним из фланцев.
4. Ступичный узел 3-го поколения.
Оба кольца подшипника объединены с фланцами для крепления к колесу и поворотному кулаку, зачастую в конструкцию интегрирован датчик антиблокировочной системы.
В автомобиле ступичные подшипники подвержены экстремальным нагрузкам: высокие перепады температур, различные влияния окружающей среды (не в последнюю очередь соль), а также, в результате ударных нагрузок при попадании колеса в яму, из-за рывков привода, тормозов и рулевого управления. Колесо должно вращаться без люфтов, с допустимым шумом и минимальным трением.
Наиболее частые причины поломки ступичного подшипника:
1) Большой пробег. Пробег изнашивает все узлы, и подшипник тут не исключение. Это основная причина неисправности, остальные вторичны. В зависимости от производителя, примерно через 70 – 120 000 километров, можно услышать характерный хруст, который говорит о том, что подшипник нужно срочно менять.
2) Потеря герметичности. Подшипник имеет немного смазки, которая закрыта специальными кожухами из резины или пластмассы. Если они разрушаются, то смазка выходит и износ становится намного больше. Уже через пару тысяч километров можно услышать характерный гул, что говорит о неисправности.
3) Неаккуратная езда. Если автолюбитель на высокой скорости постоянно влетает в колдобины, то это сильно изнашивает ступичный узел.
4) Неправильная запрессовка. Это вторичная причина, при ремонте могут неправильно запрессовать новый подшипник, например — наискосок. Таким образом, при движении он будет стоять не правильно, что достаточно быстро приведет к износу детали, и уже через две-три тысячи километров опять нужно будет менять подшипник.